1. Если ваш ребенок испытывает трудности в обучении, не пытайтесь игнорировать проблему и думать, что «все пройдет само». В зависимости от актуального развития важно находится в постоянном контакте с педагогами и медицинскими работниками, которые могут объективно оценить необходимость создания специальной среды для вашего ребенка. Обращение в ПМПК, соблюдение основных рекомендаций, создание специальных условий вне школы, все это требует вашего непосредственного участия
2. При установлении статуса ОВЗ помните, вы не виноваты, что так случилось, примите ситуацию как данность. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
3. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы он верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребенка, его мнением.
4. Не относитесь к ребенку как к беспомощному. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Предоставляйте ребенку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.
5. Помогайте ребенку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Интересуйтесь жизнью ребенка, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом.
6. У детей с ОВЗ часто ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в школе, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях.
Первоначально домашние задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая его к самостоятельности. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер. Постоянное время для выполнения домашних заданий дисциплинирует ребёнка. И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать, закреплять знания возможно во время прогулок, поездок, по дороге в школу.
Выделите дома специальное место для занятий и отдыха. Позвольте ребенку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест. Будьте терпеливы, доброжелательны, но достаточно требовательны. Хвалите его даже за незначительные успехи.
Однако ваша похвала должна быть искренней. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Важно научить его ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
7. Своевременно консультируйтесь с педагогами и психологами, проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты. Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации - важнейшее условие адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Если семья принимает своего ребенка вместе с его особенностями, растит его с любовью и заботой – любые ограничения здоровья становятся менее значительными, уступая место достижениям и успехам в различных сферах.